Проекты

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

 


Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру — культуру  сердца,  созерцания,  свободы  и  предметности - ответственного, совестного служения.

Иван Александрович Ильин



ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

Память о минувшем времени, о людях, которые посвятили свою судьбу родному отечеству, живёт во многих наших постановках. Спектакли «РУСЬ НАЗЫВАЮТ СВЯТОЮ» и «СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ НАШЕЙ» дарят  возможность совершить интересное путешествие в глубину веков, пережить мыслью и сердцем то, что свершалось столетия тому назад, познакомиться с земляками, многие из которых вписали славную страницу в книгу жизни русского народа.

 

 

«За три тысячи лет на Земле было пять тысяч войн. Не обошли они и Отечество моё… Да будет история сей войны лучшим похвальным словом героям, да узрит в ней любопытный взор отдалённого потомства ряд чудесных событий и всё величие Руси» – именно такими словами началась историческая ассамблея «1812» - масштабное культурно-массовое мероприятие с участием клуба исторической реконструкции, конных каскадёров, оркестров, барабанщиков, сводного хора, театральных и хореографических коллективов  у храма Святого благоверного Александра Невского.

 

 

«Воины! Храбрость и терпение ваше вознаграждены славою, которая не умрет в потомстве. Имена и дела ваши будут переходить из уст в уста от сынов ко внукам и правнукам вашим до самых поздних родов. Каковой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Войско, вельможи, дворянство, духовенство, купечество, народ, - все государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу мужественную и благочестивую, пылающую любовию к Отечеству. Да продлит Господь Всемогущий милость свою над нами и, прекратя брани и битвы, ниспошлёт к нам побед победу и желанный мир».

Манифест Императора от 25 декабря 1812 года

Пьеса «Русь называют святою» отмечена дипломом лауреата областного литературного конкурса "Славься в веках, 1812 год!". Музыкально-литературная композиция на её основе в исполнении театра "Дети Мельпомены" была удостоена Диплома I степени на международных Театральных ассамблеях, дипломов Московского международного фестиваля "Давыдовский" и международного конкурса «Кубок России по художественному творчеству – Ассамблея Искусств».

 

   

 

 

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Авторский спектакль А. Марфиной «ДОРОГА К ЗВЁЗДАМ» рассказывает о выдающемся мыслителе, пионере космонавтики Константине Эдуардовиче Циолковском. Через все труды этого неординарного учёного проходит мысль о добре, красоте, счастье, любви между всеми людьми. Он говорит о необходимости развития культуры, как основы цивилизации, о том, что сила разума раскроется только в единстве и взаимопроникновении науки и культуры.

 

 

Юные деятели науки и культуры собрались на очередное заседание. Все они, безусловно, умны, начитаны, крайне образованы. Но, несмотря на свои предельно развитые умы и не первый год совместного сотрудничества, молодые люди разобщены. Каждый из них «тянет одеяло на себя», отдавая предпочтение своей отрасли: Вычисляло - математике, Относительный – физике, Аполлонова – культуре и искусству, Разумович – философии, Иончиков – химии. Мечтая встретиться с К.Э.Циолковским, великим Учителем, понимающим важность поддержки новых идей, ребята случайным образом запускают центральный механизм последней разработки Иончикова - машины времени. Таким образом, они переносятся в Царскую Россию начала XX века и оказываются в той самой школе, где преподаёт Константин Эдуардович. К сожалению, стреча с великим учителем так не состоялась, но молодым учёным выпало нечто большее. Ещё недавно ища его поддержки, они становяться опорой и поддержкой для него! Осознав, что современники К.Э.Циолковского отвергали идеи о возможности полета в космос, ребята от имени учеников пишут письмо: «Уважаемый Константин Эдуардович! Ваши потомки обязательно овладеют космическими пространствами. И Ваше имя будет маяком для всех, пустившихся в плаванье по бурным водам третьего тысячелетия!». Домой ребята возвращаются, вдохновленные словами из дневника учителя: «Вы можете познать тайны вечности, у вас крылья за спиной. Взмахните ими!.. И Вы будете счастливы, могущественны и свободны».

 

 

 

 

Музыкально-поэтический спектакль А. Марфиной «Я ОТ МИРА СЕГО» - представленный в рамках областного проекта «Дмитриевские чтения» - яркий пример популяризации и сохранения творческого наследия русского поэта Николая Дмитриева. Успех спектакля  не случаен. Как не случаен прекрасный выбор произведений поэта, создающий особую атмосферу спектакля, великолепный музыкальный ряд, оттеняющий тонкую, чувственную, профессиональную игру актёров. Оригинальные декорации, выполненные в общей тональности спектакля, создание удивительного видеоприложения, дополняющего действие, – абсолютно всё подчинено стремлению увековечить память поэта,  желанию и готовности сделать творчество Николая Дмитриева достоянием Подмосковья и России.



«Здравствуй, радуга, как ты сумела понять все земные цвета и над грязью поднять?! Встать на  время связующим звонким мостом между пашнями и высоты торжеством!» – пишет совсемещё молодой, двадцатилетний поэт, возможно, и не подозревая, что всё его творчество станет для людей этой самой радугой, связующей нас,  земных и грешных, с торжеством высоты настоящего поэтического слова.

 

 

«АСКОЛЬДОВА МОГИЛА» А. Н. Верстовского - жемчужина русской романтической оперы. Аскольд и Дир - легендарные киевские князья IX века, варяги, бояре князя Рюрика. В 862 году пошли с походом на Царьград (Константинополь), достигли Киева, и стали его правителями. В 866 году пошли на Царьград, но буря, поднявшаяся на море около города, благодаря молитве царя и патриарха Богородице, заставила их вернуться в Киев. Позже приняли крещение."По несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире". Согласно гипотезе академика В.И. Ламанского, крещение Аскольда (с именем Николай) и киевлян совершили апостолы славянского просвещения святые Кирилл и Мефодий. После смерти князя Аскольда, на месте его захоронения в Киеве был воздвигнут храм святого Николая.

 

 

Именно в этот храм приходит молиться главная героиня оперы Надежда. Неожиданно туда врываются подгулявшие ратники под предводительством боярина Вышаты, действующего по хитрому замыслу Неизвестного, и похищают Надежду. Подоспевший Всеслав защищает ее и в схватке убивает княжеского дружинника. Все кидаются в погоню за скрывшимся Всеславом, требуя его казнить. Село Предиславино. В тереме Вышаты томятся девушки, заключенные в неволю для потехи великого князя. Среди них — Надежда. Но Всеславне забыл о своей любимой. В терем девушек он подсылает своего человека — гудочника Торопа, который пытается развлечь пленниц веселыми песнями. Желая отвлечь внимание стражи, Тороп запевает песню «Близко города Славянска». Увлекшись песней, никто не замечает, как появляется Всеслав и освобождает Надежду. Вышата отдает приказ найти беглецов, а сам отправляется к ведьме Вахрамеевне. С помощью зелья ведьма открывает убежище Всеслава и Надежды: они прячутся в скалах у Аскольдовой могилы. Их находит Неизвестный и предлагает свою помощь, но при условии, что Всеслав поднимет восстание против Святослава, оставит христианскую веру и вернётся к старым добрым обычаям своего народа. Всеслав решительно отказывается. Прибегает Тороп и сообщает, что сюда идут княжеские дружинники. В отчаянии Всеслав и Надежда решают броситься в Днепр. Но неожиданно появляется посланник князя Святослава и объявляет, что князь прощает Всеслава и разрешает ему жениться на христианке Надежде. Неизвестный, отчаявшись, садится в лодку и отплывает. Волны разбушевавшегося Днепра поглощают его.

 

 

 

Все перечисленные работы являются частью авторского проекта художественного руководителя Музыкального театра «Дети Мельпомены» А.Ю. Марфиной - «Сохранение культурного и исторического наследия малой родины – Подмосковья средствами сценического искусства». Реализация этого проекта отмечена   Почётным   Дипломом  Министерства   культуры   Московской   области. Проект направлен на укрепление духовно-нравственных основ современного общества, на гражданско-патриотическое воспитание и просвещение молодого поколения, сотрудничество с учреждениями высшего, среднего и начального художественного образования, театрами, музеями, библиотеками, Дворцами культуры Подмосковья. Примером тому являются выступления Музыкального театра "Дети Мельпомены" в Российском государственном аграрном университете на открытии Научно-технического форума “Инновационные технологии. Творчество. Прогресс”, в Военно-техническом университете Спецстроя России на ежегодной научно-практической конференции “Молодёжь и православие”; участие в работе Открытой областной конференции “Формирование гражданско-патриотического мировоззрения молодого поколения XXI века” в Детской школе искусств №1 им. Г.В. Свиридова городского округа Балашиха, многолетнее плодотворное сотрудничество с гимназией № 11 городского округа Железнодорожный.

 

 

 

 

ПИСЬМЕНА, СПЛОТИВШИЕ НАРОДЫ

1150-летию славянской письменности 

В этом году славянские народы встречают дивную радость, подаренную нашими первоучителями и просветителями Кириллом и Мефодием. Благодаря солунским братьям славянский народ получил духовную скрепу – Азбуку, которая позволила ему остаться самим собой, несмотря на все исторические перемены и изменения. Через святых равноапостольных братьев 1150 лет назад состоялось духовное сретение двух великих культур: Византии - Рима Второго, находящегося на вершине своей славы и Рима Третьего - «пресветлой великой державы» с кратким названием Русь!

 

1150 лет назад добиваясь права славян на письменность, солунские братья испытывали гигантское сопротивление современного им мира, который пытался утверждать, что знакомиться с божественными текстами можно только на трех священных языках - еврейском, греческом и латыни. Братья же доказывали право славян проповедовать Божье слово на своем родном языке. «Не идет ли дождь от Бога равно на всех, не сияет ли для всех солнце, не равно ли все мы вдыхаем воздух? – спрашивали братья у свои судей. – Так как же вы не стыдитесь лишь три языка признавать, а прочим всем народам велите быть слепыми и глухими?!» Эти слова были произнесены святыми первоапостольными братьями в Италии и с тех пор из века в век ступает по земле Искусство, воссоединяя людей разноречивых стран и континентов.

 

Веками музыка остаётся неизменным спутником русского народа. Зародившаяся в славянских племенах Киевской Руси, народная песня передавалась из поколения в поколение, усовершенствовалась, развивалась, и, наконец, через многие столетия дошла до нас. Слово «кант» происходит от латинского cantus – пение. Первые русские духовные канты возникли более трёхсот лет назад. Исполнялись они при Богослужении, которое, благодаря Кириллу и Мефодию с древнейших времён велось на Руси на славянском языке.

 

Первый в России хор Государевых дьяков основал великий князь Московский Иван III. В 1479 году этот хор принимал участие в службе освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля. Певчие постоянно находились при государе: участвовали в богослужениях, сопровождали государей при паломничестве, в гостевых визитах и военных походах, пели на торжественных приемах и обедах, а также при наречении на царство. Воспитание в государевой семье обязывало досконально знать церковную службу, а значит, владеть музыкальной грамотой и уметь петь в хоре. Иван Грозный, например, не только пел, но и сочинял музыку. Сохранились два его собственных произведения для хора: стихиры в честь митрополита Петра и Владимирской иконы Богоматери. В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Пётр много времени проводил в обществе своих певчих и даже сам исполнял в хоре партию баса. Сохранились нотные партии, правленые его рукой!   275 лет назад по указу императрицы Анны Иоанновны для нужд Придворного хора в украинском городе Глухове открывается первая специальная школа. Именно в этой школе учился Дмитрий Бортнянский, ставший впоследствии одним из первых основателей классической русской композиторской школы. 250 лет назад Придворный хор был переименован Екатериной II в Императорскую придворную певческую капеллу, директором которой становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нём хор приобретает европейскую известность. Хоровые концерты в зале Капеллы и даже генеральные репетиции под управлением Бортнянского всегда привлекали множество слушателей. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики. В разное время Императорской капеллой исполнялись Реквиемы Моцарта, Берлиоза, Мессы и симфонии Бетховена, оратории Гайдна и мессы Керубини.

 

280 лет назад при дворе императрицы Анны Иоанновны появилась итальянская театральная труппа, в репертуаре которой кроме “комедий масок”, были также интермедии с музыкой. При Екатерине II к развитию оперной культуры были привлечены крупнейшие европейские силы. Уже с начала середины столетия стали даваться оперные спектакли на русском языке. А в 1756 году по указу правительства в Петербурге основывается Российский театр, спектакли которого были открыты за плату для всех желающих. Вскоре такой театр был создан и в Москве.

 

Начало русской оперы можно датировать 1779 годом, когда на сцене Московского театра была поставлена комическая бытовая опера "Мельник, колдун, обманщик и сват", завоевавшая огромную популярность у публики. Автором её был скромный театральный капельмейстер, дирижер русского театра в Москве Михаил Матвеевич Соколовский. В 90-х годах при возобновлении оперы в Петербурге была сделана новая музыкальная редакция. В связи с этим долгое время опера "Мельник, колдун, обманщик и сват" приписывалась авторству Евстигнея Фомина. Первые русские оперы представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами по ходу действия. Разговорные сцены имели очень важное значение. Музыка первых опер была тесно связана с русской народной песней: композиторы широко пользовались мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их, делая основой оперы. В «Мельнике», например, все характеристики действующих лиц даны при помощи народных песен различного характера. Основное достоинство этой оперы заключалось в простоте и общедоступности.

 

Все мы хорошо знакомы с вершинами русского музыкального театра -  операми П.Чайковского, М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова, М.Глинки… Русский музыкальной театр  «доглинковской поры» современники называли «эпохой Верстовского». Алексей Николаевич Верстовский - композитор и театральный деятель, написавший музыку более чем к тридцати спектаклям, в том числе к 25 операм-водевилям. Его лучшее произведение - «Аскольдова могила» расценивалась многими современниками как вершина русской оперы.

 

«Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей». Эти слова написаны в 1787 году. Именно в этом году придворным камермузыкантом, композитором и дирижёром Василием Пашкевичем на либретто самой императрицы Екатерины II была написана театрализованная политическая хроника с музыкальным сопровождением «Начальное управление Олега».  Литературное творчество императрицы Екатерины Второй огромное — даже для профессионального литератора оно немалое. Полное название этого произведения такое: «Начальное управление Олега. Подражание Шекспиру, без сохранения театральных обыкновенных правил». Это хронологически вторая из трех исторических пьес Екатерины о древней Руси. В первой пьесе автор повествовала о Рюрике, его законности на русский престол и его великой государственной мудрости; третья, к сожалению, так и незавершенная, восхваляла те же качества князя Игоря. В свете древнерусской истории надо сказать, что именно Олег, как прямой наследник Рюрика, правил в Киеве после Аскольда и Дира. «Повесть временных лет» сообщает, что когда Олег со множеством воинов пришёл к «горам Киевским, он хитростью выманил безоружных Аскольда и Дира из города сказал им: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода и потому, отныне буду здесь править". И так убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли. А Олег сел княжить в Киеве».

 

Тема Родины всегда занимала важное место в русской культуре. Продолжая традиции сохранения славянского Слова и Музыки, вот уже второе десятилетие шествует по балашихинской земле Международный фестиваль литературы и искусства «Славянские встречи». Отдавая дань памяти создателям славянской азбуки и славянского языка святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, служит он развитию и распространению подлинных ценностей и традиций славян, раскрытию истинных исторических корней единой славянской   семьи.

А.МАРФИНА

 

 

МАРШ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Истории Российской военной музыки и 100-летию создания марша «Прощание славянки».

«Никто из нас не может обойтись без России, - писал Иван Сергеевич Тургенев. Горе тому, кто так не думает, двойное горе тому, кто действительно без неё обходится». Поистине потрясающе, что камертоном души русского воина всегда была и остаётся музыка! Александр Васильевич Суворов - полководец, генералиссимус, воин, не проигравший ни одной битвы, вспоминая о взятии Измаила, произнёс: «Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом священника в руке, с распущенными знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». Наполеон Бонапарт считал, что в российской кампании у его войска «было два главных врага: морозы и русская военная музыка». Военные марши, звучавшие во время сражений, стали символами доблести российского войска. История являет нам примеры героического мужества, проявленного русскими воинами, в любую эпоху. Знаете ли вы историю создания знаменитого вальса Ильи Шатрова «На сопках Маньчжурии»? Вот она. С началом русско-японской войны Мокшанский полк, в котором служил капельмейстер Илья Шатров, был отправлен на Дальний Восток. В одном из боёв полк был окружен японцами. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка скомандовал: "Знамя и оркестр — вперед!.." Капельмейстер Шатров отдал приказ играть боевой марш. Воодушевленные солдаты ринулись в атаку. Полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000-го состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. Год спустя в память о погибших боевых товарищах Илья Алексеевич Шатров написал вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии». Во истину слава русскому народу! Слава героизму, стойкости, мужеству, и неукротимой воле к победе, проявленным в военных сражениях различных эпох.

 

Во время гражданской войны под оркестровые марши боевые полки прошли сотни огненных верст. Многие музыканты добровольцами уходили в Красную армию. Удивительно, что музыка способна связать воедино десятки, сотни тысяч человеческих судеб! После гражданской минуло почти 20 лет и пришло страшное лето 1941-го года. Началась Великая Отечественная война.

 

В каждой культуре, у каждой нации есть  свои определяющие символы, артефакты. В России к таким символам относится марш «Прощание славянки», написанный  100 лет назад Василием Ивановичем Агапкиным: капельмейстером, посвятившим всю свою жизнь армии и России. День седьмого ноября 1941 года стал знаменательным в жизни военного капельмейстера. В этот день Василия Ивановича дирижировал сводным оркестром на параде войск в Москве. В ночь накануне парада Москву накрыла пурга с обильным снегопадом. У инструментов замерзли вентили. Басы пришлось укрывать полами шинелей, а вентили отогревать руками. Василию Ивановичу казалось, что сердце у него вот-вот остановится. Куранты на Спасской башне пробили восемь раз. В эфир понеслись слова Левитана: "Внимание! Внимание! Говорят все радиостанции Советского Союза..." Агапкин, стоявший на специальной деревянной подставке, чтобы его хорошо могли видеть все музыканты, тотчас взмахнул руками, и сводный оркестр заиграл "Встречный марш". Затем под раскаты орудийных залпов исполнил "Интернационал". Началось торжественное шествие войск. Грянул марш "Парад". Чеканя шаг, шли и шли по Красной площади войска: части второй Московской и 322-й Ивановской стрелковых дивизий, дивизии имени Дзержинского, моряки, рабочие ополченцы. Неумолчно играл оркестр. Агапкин дирижировал уверенно. Предельно сосредоточившись, он был подобен великолепному изваянию - только одни руки взлетали птицею. Стоял он на деревянной подставке недвижимо, "ноги не переставлял", и это чуть было не закончилось большой неприятностью. Об этом случае он сам рассказал в своих воспоминаниях так: "...Пора мне сходить с подставки. Хотел было сделать первый шаг, а ноги не идут. Сапоги примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более решительно, но подставка затряслась и пошатнулась. Ну, думаю, беда - сейчас упаду! Что делать? Я не могу даже выговорить слова, так как губы мои замерзли, не шевелятся..." Подбежавшие помощники с трудом сняли смертельно замерзшего дирижера с подставки. Идти было близко, каких-то несколько десятков шагов, но они дались Агапкину мучительно: прихрамывая, он шел на окоченевших ногах, будто на деревяшках. По площади летели эскадроны, промчались пулеметные тачанки, вышли артиллерийские части, а за ними, высекая гусеницами на брусчатке искры, мощные танки...

 

Многое повидала за пять веков своего существования Красная площадь. Но не было и, вероятно, не будет в ее истории события, подобного этому параду. 7 ноября Сталин обратился к участникам парада со словами: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и князя Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова!» Пришла долгожданная победа и на Красной площади вновь звучал оркестр. Гигантский сводный оркестр – около полутора тысяч музыкантов. Бравурные марши, сопровождавшие движение войск, исполнялись без пауз. Но вдруг … оркестр замолчал. На Красную площадь медленно вышла колонна с двумя сотнями вражеских знамен и штандартов разгромленных гитлеровских войск. Под мрачную дробь барабанов знамена поверженной армии были брошены у подножия Мавзолея. Первым был брошен личный штандарт Гитлера. С мертвым стуком падали древки. Полотнища устилали помост. Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!»

 

Сегодня, спустя сто лет марш «Прощание славянки» В. Агапкина все также отзывается половодьем чувств в душах слушателей. «Божественная, нечеловеческая музыка, бальзам для сердца славянина», - говорил о марше Г.В. Свиридов.  На Ваганьковском кладбище, где похоронен полковник В.И. Агапкин, стоит скромный памятник-стелла, на котором высечены ноты — первые такты марша «Прощание славянки».    

                А.МАРФИНА