Проекты

ВРАТА СВЕТА

"Пусть даже обязанности, быт, дела и повседневные заботы со всех сторон окружают и словно стеной огораживают жизнь обычного человека, откуда-то всё-таки мрачно веет великая загадка, страшная тайна жизни — смерть, полная предчувствий, всё связующая и освобождающая в высоком ужасе своих пределов. Серым и померкшим предстаёт перед нами многое, что прежде сияло, словно золото. А то, что еле заметно брезжило, вырастает и, сияя, заполняет жизнь. Гофмансталь выразил это общечеловеческое переживание в форме средневековой католической мистерии. В ней он говорит о величайшей тайне человека,  о жизни и смерти  и  их загадочной  роковой взаимосвязи".
                                                                                                                                            Э.М. Ремарк, 1921 год.


Сюжет драмы «Имярек», написанной в 1911 году австрийским поэтом и драматургом Гуго фон Гофмансталем восходит к старинному преданию о жизни и смерти богатого человека под названием «Everyman, morality play». Средневековые пьесы-моралите́ обязательно содержали мораль, то есть нравоучение. Действующими лицами таких назидательно-аллегорических представлений являлись олицетворенные добродетели и пороки, боровшиеся за душу человека. Человеческий облик в моралите получали Скупость, Себялюбие, Пост и Покаяние, Храбрость и Смирение, Доброта, Молва, Юность…



Герой этого моралите – «Всякий человек», человек вообще. Он живёт, не предчувствуя кончины, всецело преданный мирским усладам. Но Смерть является к нему, чтобы призвать на суд божий. Он просит сопровождать его туда, откуда нет возврата Дружбу, Родню, Богатство, Слуг и получает отказ. Тогда он обращается за помощью к своим Деяниям, но они настолько слабы, что не в силах пошевельнуться. На помощь ему приходит Вера и спасительная сила раскаяния.



Благодаря Гофмансталю переработанное средневековое моралите «Everyman» ежегодно играют по сей день на Соборной площади Зальцбурга во время проведения крупнейшего музыкально-театрального форума Европы. В русском переводе Т.Л. Щепкиной-Куперник пьеса Гофмансталя получила название «Имярек», что означает «назвавши имя». На Руси это слово писали в церковных текстах и приказных бумагах в том месте, где должно быть поставлено имя читающего молитву или пишущего документ по образцу.



Как и многие свои сюжеты, Гофмансталь вынашивал план "Имярека" очень долго. "Человеческая сказка в христианском обличье" - так сам автор определил свою пьесу. В письмах к друзьям и в публичных выступлениях он говорил, что в драме "Имярек" ставится вопрос: "что остаётся от человека, если отнять у него всё?" В ней же "содержится ответ: остаётся то, чем человек связывает себя с миром, содеянное или сотворённое..."



ВРАТА СВЕТА - музыкально-драматический спектакль по мотивам драмы Гуго фон Гофмансталя «Имярек» затрагивает темы, о которых важно говорить с юным поколением: это и скоротечность бытия, это воздаяние, милосердие, сострадание и прощение. Это вера и надежда. Это любовь - торжество вечных духовных ценностей, превосходящих время и пространство.



"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".

                                                                                     Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла