12 декабря в детской школе искусств №1 городского округа Балашиха состоялась Российская открытая научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова, где был представлен интеграционный проект Музыкального театра «Дети Мельпомены», вокального ансамбля ДШИ №4 и преподавателей ДШИ № 1 им. Георгия Свиридова.
![]() |
Музыкально-поэтическая композиция «Страна Христа» - не хронологическая зарисовка. Это попытка воплотить Свиридовский «миф о России» на сцене. Попытка раскрыть авторское (Свиридовское) видение такого ключевого явления в судьбе России, как Революция и последовавшая затем Гражданская война. Мифу присущи и символичность, и многозначность, двусмысленность. И потому в композиции нет ничего прямого, иллюстративного, указательного. В центре повествования – Художник-творец, который видит «и убогую, и обильную, и могучую, и бессильную матушка Русь». Всё, что происходит с ней – неизбежно. |
Но «в зримом умирании» России начинается её «незримое возрождение» (И. Ильин). Вот почему в начале композиции звучат слова Г. Свиридова «Россия - страна Христа», а в конце – «Россия - страна Воскресения». Эти слова Георгий Васильевич написал на полях книги русского философа И.А. Ильина после того, как отчеркнул пастой красного цвета следующую фразу: «Вот откуда наша русская способность – незримо возрождаться в зримом умирании. Да славится в нас Воскресение Христово!»
В композиции представлены произведения А. Некрасова, С. Есенина, А. Блока, И. Северянина, В. Маяковского и А. Прокофьева. Через исполнение чтецами, солистами, вокалистами, через звучание музыки мы смогли прикоснуться к следующим произведениям Г. В. Свиридова: кантаты «Деревянная Русь» и «Светлый гость», Поэма «Памяти Сергея Есенина», вокальный цикл «Петербург», «Патетическая оратория», «Весенняя кантата», «Пять хоров на слова русских поэтов», сюита «Время, вперёд», хоровой концерт «Пушкинский венок», «Запевка», сатирическая «История про бублики и про бабу, не признающую республики». |
![]() |
Перед нами предстаёт мир чудесного прошлого – образ крестьянской Руси-Рая с вечными странниками, старцами, святыми заступниками. Мы показываем Россию во Христе: Поэт, неся на сердце лампадку, а в сердце Иисуса «поёт о Боге», его возлюбленная радуется свету мира Божьего. А встретились они по дороге из храма, в котором на вечерней субботней службе освящали веточки вербы накануне светлого праздника в память «о входе Господнем в Иерусалим».
![]() |
Как известно, Вербное воскресенье символизирует неизбежность уготованного. Входя в Иерусалим, Иисус знал, что готовит ему горний град. Встречая его как мессию, через несколько дней он крикнет «Распни!». Зная это, Христос идёт навстречу тому, чего изменить нельзя. Свиридовская «Россия Христа» тоже незримо идёт к неизбежному, не зависящему от неё, исходу. Но у героев повествования ещё есть время полюбоваться Русью во всей её красе: |
Зеленеет лес. Зеленеет луг, где низиночка – там и зеркало!
По водам плыву белым лебедем, по степям бегу перепелочкой.
А увидим мы Церковь Божию – перед церковью долго крестимся.
А увидим мы старца нищего – подадим ему мы копеечку.
Как пишет В. Ключевский, человеколюбие на Руси было то же, что нищелюбие, и «любить ближнего значило, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице». Странники с болью в сердце показывают нам другой образ Руси. Вместо изобилия зелёных лугов и зеркальных озер появляется жгучая «жёлтая крапива» и «песчаная дорога», которая на протяжении всей российской истории вела в сибирскую ссылку. |
![]() |
«От тюрьмы да от сумы не зарекайся», - говорят в России. Герои повествования полны искреннего сочувствия ко всем несчастным, всем сбившимся с пути. Словно трагический крик измученной души звучит фрагмент «Весенней кантаты»: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!» Осознание противоречий рождает нестерпимую боль, но сквозь века мы слышим пророчество А. Блока о грядущих бедах России: «Как часто плачем — вы и я над жалкой жизнию своей! О, если б знали вы, друзья, холод и мрак грядущих дней!» Неумолимой неизбежностью врываются стихи В. Маяковского: «Довольно жить законом, данным Адамом и Евой. Клячу истории загоним. Левой! Левой! Левой!» Неизбежность приводит героев Нового времени, свято веривших идеалам Революции: «Так кормите ж красных рать! Хлеб неси без вою, чтобы хлеб не потерять вместе с головою!»
![]() |
Далее мы видим картины последовавшей за революцией гражданской войны. Г.В. Свиридов писал, что «ничего более страшного для жизни нации, для самой её сущности нет, чем братоубийственная, неслыханная по жестокости резня, когда сын убивает отца, а отец сына». Словно горние бурлаки, бечевые небесных равнин неспешно ступают Странники: «И поныне на вспомине по за Доном и Донцом: у Звенигоры в долине повстречался сын с отцом… Распустила хвост павлиний цвет-долина ровная, покатилась по долине голова сыновняя». Белой лебедью «отчалившая Русь» ведёт за собой Странников, унося «в небесный сад неисчислимую рать преображённых душ» своих сыновей. |
Бережно, с безмерной любовью, дрожащими от волнения руками герой повествования поднимает с земли обагрённые кровью белые одежды святых Странников. «Небо - как колокол, месяц - язык, мать моя - родина, я - большевик… Братья миряне, вам моя песнь. Слышу в тумане я светлую весть!» Гласом вопиющего в пустыне снова звучат строки поэмы А.Некрасова: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь!» Поэт вкладывает белые одежды старцев в чёрную ткань. Это символизирует и погребение, предание земле, но вместе с тем, белое на чёрном – это снег, символ чистоты, непорочности и оправдания. Снег – посылается свыше. Снег - это встреча неба и земли. «Господи, я верую… Но введи в свой рай дождевыми стрелами мой пронзённый край!» Заканчивается повествование словами Г.В. Свиридова и И.А. Ильина: |
![]() |
«Россия - страна Воскресения… Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться в беде и в смуте; в несчастии собирать силы; умудряться неудачею; не иссякать в истощении; но возрождаться из пепла; всё вновь начинать «ни с чего»; из ничего создавать значительное, прекрасное и великое».
Анна Марфина
Фото - Елена Родионова